Орсанмикеле: духовный перекресток, или дар во спасение

Личный опыт - Орсанмикеле: духовный перекресток, или дар во спасение Личный опыт

Когда-то на месте этой удивительной церкви располагался женский монастырь с прилегающим к нему садом. Около 8 века в зеленой зоне была возведена маленькая церковь в честь архангела Михаила – «Сан-Микеле в саду», или Орсанмикеле. Ей была уготована печальная участь: в 1240 храм был разрушен, а на его месте был возведен зерновой рынок. Первый этаж рынка представлял собой открытую лоджию, где торговали зерном, а на втором этаже было огромное зернохранилище, в котором хранилось зерно, предназначенное для флорентийцев в случае осады города или голода. Для того, чтобы спускать высушенное зерно вниз, в колонны, поддерживающие своды, вмонтировали желоба. А вот стен тогда не было: горожане словно проплывали через здание, двигаясь от Дуомо к площади Синьории.

Орсанмикеле: духовный перекресток, или дар во спасение Орсанмикеле: духовный перекресток, или дар во спасение

Времена были благочестивые, и в каждом людном месте обустраивались часовни. Даже в коммерческом, таком как зерновой рынок: на его стенах появились два почитаемых в христианстве образа – Девы Марии и св. Михаила. Они, как и сегодня считают флорентийцы, обладали чудодейственной силой. Однако святыни не уберегли лоджию от сильного пожара. Она была повреждена огнем настолько сильно, что отстраивали ее на протяжении более 15 лет. Именно такой, в форме большого параллелепипеда, предстает перед нами она и настоящее время. Испепеленные почитаемые образы также восстановили: «Мадонну с младенцем» на одной из стен изобразил Бернардо Дадди.

Орсанмикеле: духовный перекресток, или дар во спасениеОрсанмикеле: духовный перекресток, или дар во спасение

Арки на первом этаже с богато украшенными окнами, большой мраморный табернакль, появились «благодаря» эпидемии чумы. Пережившие эпидемию флорентийцы то ли в знак благодарности, то ли из-за чувства покаяния пожертвовали церкви сумму, превышающую годовой бюджет города. Четвертая ее часть была выделена на строительство башнеобразной мраморной часовни — табернакля, предназначенной для размещения иконы «Мадонна с младенцем». Ажурный, с цветными инкрустациями он предстал перед горожанами в виде двухстороннего алтаря в 1360 году. Чуть позже, в 1366 году, табернакль авторства Орнаньи был обнесен мраморной оградой, скрывший от зрителей изразцовые рельефы с изображением «Успения Марии» и «Вознесения».


Прошло еще 20 лет, и муниципалитет пошел навстречу просьбам гильдиям ремесленных цехов, и разрешил разместить в 14 нишах внешних стен Орсанмикеле скульптуры своих святых. Благодаря этому указу церковь стала музеем скульптуры под открытым небом, ведь желающие оплатить работу знаменитейших скульпторов пожелали как богатые гильдии банкиров, так и младшие – сапожников, кузнецов и т.д.

1. Святой Георгий – покровитель оружейников (автор — Донателло). Его статуя олицетворяла героизм воинов-флорентийцев, которые одержали победу в войне с Пизой. Святой Георгий – защитник родной Флоренции, сильный и стройный, полный готовности отразить атаку врага.

Орсанмикеле: духовный перекресток, или дар во спасение
2. Четыре коронованных святых – скульптурная группа, заказанная цехом каменщиков и резчиков по дереву (автор – Нанни ди Банко). Как свидетельствуют записи Дж. Вазари, у автора никак не получалось отдельно стоящие статуи вместить в нишу. Ему на помощь пришел Донателло, который стесал у некоторых статуй плечи, руки, потеснил их, и тем самым придал им признаки согласия и братства. За помощь знаменитый скульптор попросил лишь его расплатиться за его ужин.
3. Статуя Святого Марка – заказ производителей и торговцев льняными тканями (автор — Донателло). Эту величавую фигуру называют первой скульптурой эпохи Возрождения. Она далеко не изящна, одежда святого изобилует многочисленными складками, но благодаря этой телесности скульптура приобретает особую индивидуальность.
4. Иоанн Креститель – заказ гильдии Калимала (автор — Гиберти). В отличие от предыдущей, эта статуя весьма изящная, утонченная. Здесь святой как бы парит и стремится к небесам.
5. Апостол Лука – заказ гильдии нотариусов и судей (автор — Джамболоньи).
6. Святой Иоанн Евангелист – заказ гильдии торговцев шелком (автор — Баччо да Монтелупо). Вазари писал, что еще сделанную из глины фигуру святого признали произведением искусства.
7. Неверие Святого Фомы – заказ гильдии (автор – Андреа дель Верроккьо). Сюжет этой бронзовой скульптурной группы прост: Христос показывает свои раны Фоме, и тот, уверовает в чудо. Интерес вызывает смелое монументальное решение Верроккьо, ведь фигура Фомы выходит за пределы ниши, а объединяющим элементом выступают движения тел и складки на одежде.

Орсанмикеле: духовный перекресток, или дар во спасениеОрсанмикеле: духовный перекресток, или дар во спасение
8. Святой Элигий – заказ гильдии кузнецов и ювелиров (автор — Нанни Ди Банко). Живший в 7 веке Элигий был золотых дел мастером, поэтому ювелиры считали его своим патронатом. Лицо мраморной статуи выражает тонкую и неповторимую индивидуальность, некий духовный аристократизм. Но не только фигура вызывает интерес: горельеф под нишей иллюстрирует одно из чудес св. Элигия — чудо вылеченного коня. Подковывая коня, святой понял, что его привел дьявол в облике женщины, но его это не смутило – он отрезал коню ногу, а когда подкова была на месте, «приростил» ногу на место.
9. Апостол Иаков Старший – заказ гильдии скорняков и кожевников (автор — Никколо ди Пьеро Ламберти). Внешний вид фигуры напоминает философа, который задумчиво смотрит вперед. Левой рукой он прижимает к телу Библию. На фронтоне выше ниши сохранилась сцена вознесения души святого на небо двумя херувимами, внизу — рельеф обезглавливания Иакова, эмблему гильдии, заказавшей скульптуру Ламберти.
10. Мадонна с розой – заказ гильдии аптекарей и врачей (автор – Пьетро ди Джованни Тедеско). Скульптура, изображающая защитницу Флоренции на троне с младенцем на руках, является старейшей в нишах Орсанмикеле. В основании ниши есть надпись, что человек, напавший на святое изображение с ножом, был приговорен в 1493 году к смерти.
11. Святой Стефан – заказ гильдии шерсти (автор — Гиберти). В 1427 году, удостоившийся высших похвал за статуи святого Матвея и святого Иоанна, Лоренцо Гиберти получил новый заказ – на изваяние бронзовой статуи святого Стефана. Этой статуей, которую автор покрыл очень красивым лаком, консулы шерстяного цеха были довольны не менее, чем другими его работами.

12. Святой Филипп — заказ гильдии сапожников (автор — Нанни ди Банко). Мраморный святой, лишенный готической хрупкости, уверенно стоит на ногах и невыразительно смотрит вдаль.
13. Святой Петр – покровитель гильдии мясников (авторство приписывают то Брунеллески, то Донателло).
14. Святой Матвей – заказ гильдии банкиров, немалую сумму на отливку бронзовой статуи внес сам Медичи Старший. Над образом Святого Матвея Гиберти начал в 1419 году. Однако первая отливка статуи прошла неудачно, и скульптор в 1422 году делал это второй раз за свой счет.

Большинство скульптур, представленных сейчас на фасадах церкви – копии. Оригиналы хранятся здесь же, в музее, который занимает второй и частично третий этаж.
Посетить музей можно по понедельникам с 10 утра до 5 вечера, причем бесплатно. Обычно вход на лестницу на второй этаж открыт через церковь, но есть и альтернатива: винтовая лестница с северо-запада. Насладившись утонченными средневековыми скульптурами, выйдите на террасу и взгляните на Флоренцию с необычного ракурса: на ее плотную жилую застройку, переходящие друг в друга здания, возвышающийся над ними купол Брунеллески.

Как найти горящий тур? Удобный календарь туров для быстрой проверки.
Или полноценный онлайн поиск по нужным вам датам и фильтрам - Поиск тура
Так же, удобно следить за горящими турами на выходные из нашего специально раздела "На выходные"
Видео: 17 советов как находить и покупать туры выгодно
Ой, кажется тут еще нет информации, но автор ее скоро добавит!
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Чекинтайм
Добавить комментарий